Консультация для педагогов:

роль педагога в процессе адаптации ребёнка к яслям.

Подготовила педагог-психолог

Удоденко О. В.

        При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с с другими детьми, часто болеет и т. п.

         Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

  1. возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-12 месяцев до полутора лет);
  2. состояния здоровья и уровня развития ребёнка;
  3. биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребёнку после рождения – режим дня, питания, игры и т.п.; заболевания в течение первых трёх месяцев жизни и др.).

         Необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

  1. Создание эмоционально благоприятной  атмосферы в группе.

         Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация.

         Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребёнка не только и не столько художественно-эстетическое  действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикреплённом к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребёнка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

         Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

  1. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.

         Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

         Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится.

         Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых.

  1. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на  формирование эмоциональных контактов «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-ребёнок» и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре.

Игры: «Иди ко мне», «Пришёл Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Солнечные зайчики», «Игра с собачкой», «Собирание «сокровищ», «Делаем коллаж», «Ловись, рыбка», «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук», «Покатаемся в ладошке», «Дуть во что-нибудь и на что-нибудь», «Подуй на шарик, на вертушку, в рожок», «Книжка-угадайка», «Забава с увеличительным стеклом», «Прогулки по очертаниям разных фигур», «Вместе с мишкой», «Черти разные фигуры», «Собираем игрушки», «Передай колокольчик», «Зайка», «Позови», «Всё дальше и выше», «Бегом к дереву», «Еле-еле, еле-еле», «Мы топаем ногами», «Мяч», «Огуречик-огуречик…»

         Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остаётся взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

         В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.