Т.Г.Кузнецова  , воспитатель МБДОУ                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                            «Детский сад №36  «Светлячок»

СОВРЕМЕННЫЕ  ФОРМЫ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ  ДОУ В  ПРОЦЕССЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СТАНДАРТОВ

С вступлением в силу нового закона « Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, взаимодействие образовательной организации и родителей становится  одной  из основных задач и  должно перейти на новый продуктивный уровень.

Семья – уникальный первоисточник для формирования межличностных отношений ребенка, дающий ему поддержку, ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла». Кроме  семьи, не существует иного такого института, который точно предопределяет закономерности формирования будущего человека. За особенностями детских взаимоотношений мы видим  взрослых – их позиции и поведенческие стереотипы, их взгляды на мир. Часто родители  воспитывают ребенка вслепую, интуитивно, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.  Такое воспитание не  дает желаемых результатов. Для того чтобы вырастить нравственно здоровое поколение,  проблему воспитания  должны решать семья и детский сад.    Задача  педагогов – организовать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ. Получить высокое качество в воспитании, создать такое единое пространство можно при  взаимодействии семьи и ДОУ. В соответствии с ФГОС в  работе с родителями необходимо учитывать социальный статус и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Работа с родителями  предполагает дифференцированный подход  и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Поэтому поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Они предполагают систематическую работу с родителями, в которой решают приоритетные задачи:
 •    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
 •    объединение усилий для развития и воспитания детей;
 •    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,   взаимоподдержки;
 •    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Существует четыре основные формы организации работы с родителями:

- информационно – аналитическая;

- досуговая;

- познавательная

- наглядно – информационная.                               

                           Информационно – аналитическая.                                        

Основная задача информационно – аналитических форм организации общения с родителями - сбор, обработка и использование в  работе сведений о семье каждого ребенка, общекультурном уровне его родителей, уровне их педагогической грамотности, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только анализируя данные сведения,  можно применять личностно-ориентированный подход к дошкольнику в условиях ДОУ, повысить эффективность работы с детьми и выстроить полноценное общение с  родителями. Проводят эту работу в виде опросников, анкетирования, интервьюирования,  социологических срезов, тестов,  «почтовых ящиков».

                                         Досуговая

Досуговые формы организации работы с родителями  устанавливают теплые  отношения между педагогами и родителями, а также  эмоциональный контакт между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные досуги, праздники, семейные конкурсы, развлечения, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов,  «дни общения», «посиделки» , совместные походы и экскурсии и т.п..

                                      Познавательная.           

Основной целью данной формы организации взаимодействия педагогов с семьей является ознакомление родителей с особенностями психологического  и возрастного развития детей, с  методами и приемами воспитания детей. Формируются практические навыки через проведение  семинаров - практикумов, собраний и консультаций в нетрадиционной форме,  педагогических брифингов, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрываний проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, педагогической  гостиной,  обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Организуются «круглые столы» с привлечением узких специалистов, конструктивные споры, групповые дискуссии,  помогающие сравнить разные точки зрения родителей и педагогов на  проблемные ситуации, вербальные дискуссии и т.п.

                               Наглядно - информационные.

Наглядно - информационные формы организации взаимодействия педагогов и родителей знакомят родителей с содержанием  , условиями и методами воспитания детей в ДОУ Они помогают увидеть деятельность педагогов, объективно оценить деятельность воспитателей, пересмотреть приемы и методы  домашнего воспитания. К наглядно - информационным формам общения можно отнести родительские уголки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту  «Вы спрашиваете - мы отвечаем», памятки для родителей, советы, рекомендации, папки- передвижки, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера.

Детский сад и семья – два воспитательных феномена, в  каждом из них ребенок получает свой неповторимый  социальный опыт. Но только во взаимодействии  друг с другом получаются  оптимальные условия для того, чтобы  маленький  человек вошел в большой мир.    

Так, применяя различные формы взаимодействия с семьями дошкольников, можно получить положительный результат. Включение родителей в педагогическую деятельность, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития ребенка. Введение новых государственных федеральных стандартов решает задачи организации взаимодействия детского сада и семьи более продуктивно.