ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(от 3 до 4 лет)

Область развития, соответствующая установленным нормам

Ведущая деятельность

Признаки задержки в развитии

Рекомендации

ü    Данный возрастной период характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам»;

ü    к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление;

ü    преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него;

ü    память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено;

ü    ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую;

ü    в эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

К 4 годам дети могут воспринимать:

ü  до 7 и более цветов;

ü  до 5 и более форм предметов;

ü  способны различать предметы по величине;

ü  ориентироваться в пространстве.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

ü  называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

ü  группировка предметов одного цвета, формы, размера;

ü  сравнение по цвету, форме, размеру, весу;

ü  по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

ü  выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

ü  координация движений рук и зрения;

ü  формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше);

ü  в возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет;

ü    это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Часто возникают ссоры из-за игрушек;

ü    в 4 года ребенок должен говорить грамматически правильными построенными фразами, употребляя все части речи, строить сложные предложения, уметь обобщать предметы в группы.

Предметно-действенное сотрудничество.

ü    Не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное;

ü    дети часто имеют малый рост и вес. По физическим особенностям напоминают детей более младшего возраста. В 40% случаев нет патологических знаков либо наблюдаются легкие неврологические нарушения;

ü    моторика в большинстве случаев достаточна. Движения координированные, ловкие, четкие. Дети хорошо выполняют движения в воображаемой игровой ситуации. Недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения;

ü    для многих детей характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок в определенной обстановке воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему информации. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий. Наблюдаются нарушения избирательного внимания;

ü    задержка в формировании наглядно-образного мышления;

ü    с трудом выделяют материал и величину как общие признаки;

ü    такие дети, как правило, эмоционально неустойчивы. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

ü    Обратитесь к специалистам: необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда;

ü    полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша;

ü    поддерживайте ребенка, проявляйте к нему больше внимания и терпения при научении основным навыкам;

ü    массаж, лфк.


ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(от 4 до 5 лет)

Область развития, соответствующая установленным нормам

Ведущая деятельность

Признаки задержки в развитии

Рекомендации

ü    Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими;

ü    быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие;

ü    важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся;

ü    типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное;

ü    значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое них очень важна наглядность стихотворение или поручение взрослого. повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности;

ü    активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого;

ü    на данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. развивается связная речь;

ü    в этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми;

ü    к 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности;

ü    одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. 

Сюжетно-ролевая игра, деятельность, направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов.

ü    Задержка в развитии речи;

ü    недостаток любопытства;

ü    слабая координация движений – страх перед физическими движениями;

ü    чувство, что он во всём виноват и его обвиняют;

ü    неконтролируемые чувства: злость, агрессия, неумение делиться с другими;

ü    недостаток контроля за биологическими функциями организма;

ü    чрезмерная привязанность к взрослому;

ü    замкнутость в себе или заторможенное поведение.

ü    Обратитесь к специалистам: необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда;

ü    создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей);

ü    введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима;

ü    коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций;

ü    развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей;

ü    уделить ребёнку много внимания – помочь ребёнку выполнить работу вместе с взрослым;

ü    найти то занятие, которое ребёнок может хорошо выполнить, и похвалить его достижения.

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(от 6 до 7 лет)

Область развития, соответствующая установленным нормам

Ведущая деятельность

Признаки задержки в развитии

Рекомендации

ü    В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной;

ü    ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела;

ü    происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека;

ü    формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо";

ü    к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах;

ü    к концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной, зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов;

ü    к концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации;

ü    кконцу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений;

ü    в сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции;

ü    для деятельности ребенка 6 - 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций;

ü    психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Сюжетно-ролевая игра, деятельность, направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов.

ü    Неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности;

ü    проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

ü    появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям;

ü    детям присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность;

ü    отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу;

ü    явные отставания от сверстников, отсутствие навыков выполнять самостоятельно простые действия (умыться, одеться, обуваться);

ü    замкнутость, отсутствие желания общаться со сверстниками;

ü    трудности с овладением навыков чтения, письма, элементарных математических представлений;

ü    общее недоразвитие речи – дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас.

ü   Обратитесь к специалистам: необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда;

ü   совершенствование общей моторики;

ü   развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации;

ü   произвольного внимания; формирование систем сенсорных эталонов;

ü   сферы образов-представлений;

ü   опосредованного запоминания; зрительной ориентировки в пространстве;

ü   воображения;

ü   эмоционального контроля; совершенствование наглядно-образного мышления;

ü   мыслительных операций словесно-логического уровня; внутренней речи;

ü   развитие связной речи; речевого общения; продуктивной деятельности;

ü   элементов трудовой деятельности; норм поведения; соподчинения мотивов;

ü   воли; самостоятельности; способности дружить; познавательной активности;

ü   готовности к учебной деятельности;

ü   . при работе с детьми, имеющими ЗПР, специалисты уделяют особенное внимание развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, собственного мышления;

ü   развитие эмоциональной сферы, а также моторной и сенсорной сферы, проводится с использованием игровой терапии, арт-терапии и других подобных программ. Занятия с логопедом необходимы для коррекции речевых навыков.