Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития  речи  детей дошкольного возраста.

В решении задач, связанных с развитием речи  ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Стимулирование связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и  воздействия на окружающих.

Развивать связную речь младших дошкольников - это значит прививать им ряд точных умений:

  1. умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;
  2. умение подчинить свое связное высказывание определенной мысли;
  3. умение подбирать языковой материал для высказывания, для любого связного текста;
  4. умение систематизировать материал, располагать его в логической последовательности;
  5. умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.

Процесс развития связной речи ребенка требует постоянного педагогического руководства. Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.

В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью. Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты.

Таким образом, под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из  главных задач дошкольного учреждения.

Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.

В поисках  эффективных средств  развития связной речи дошкольников педагоги  все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств,  для решения комплекса задач  по развитию связной речи является театрализованная деятельность.

По мнению основателя русской актерской школы    К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».

Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.

  В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги образцовые, «верные», т. е. выверенные хронологически, логически, чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют  в дальнейшем  как готовый материал в вольном общении, т.е. происходит фактическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию связной речи:

  1. систематическое выполнение  игровых упражнений, направленных на развитие  мимики и пантомимики, благодаря чему  движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка.
  2. введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы      речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации.
  3. переход  к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра  (пальчиковый театр или настольный )
  4. переход  к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок, где  используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров-  настольный, пальчиковый,  би-ба-бо- ,  дети могут разыгрывать текст в качестве актеров.
  5. Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию речи является театрализованная игра  задействует эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка,  и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление.

Более весомые ступеньки овладения речью приходятся на дошкольный  период.

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и  воздействия на окружающих.

 

«Стимулирование речи детей через игровую деятельность».

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка.

Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение. 

 

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.)

В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Лебёдушка

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы свяжу водичку стряхивает.

Произносим потешки для пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняем синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр надеваем на пальчики бумажные колпачки, нарисованные на подушечках пальцев глазки и ротик.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить.

А крошке Тимошке - песенки петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальчиков приводит к тому, что ребенок лучше запоминает информацию, активизируется его мыслительная деятельность.

«Теремок»

«Кисонька»

«Гномик»

«Ежик»

Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

  Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

«Стимулирование речи детей через подвижные игры»

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки.

Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных и музыкальных занятий, могут проводиться на утренниках, развлечениях, на прогулке. Начиная с младшей группы, она подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.

«Стимулирование речи детей через дидактические игры»

Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра.

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика обучения с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.

В младшем дошкольном возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует в обучении приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его, на прогулке организует показ грузовой машины, в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Проводиться специальная образовательная деятельность, на которой дети смотрят, как взрослый гладит белье (куклы) или чинит детские игрушки. Все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом. Ему говорят: «Это флажок, чашка, кубик, домик и т.д.», называют действия: «Беру утюг, глажу рубашечку». Когда воспитатель называет предмет, его качество или действие с ним, ребенок получает не только зрительное впечатления, но и улавливает на слух словесное обозначение этих впечатлений.

Обучение с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения, оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине). Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками.

1.: « Укладывание куклы Кати спать».

В этой игре воспитатель показывает, как куклу перед сном умывают, как ее раздевают, вешают одежду, как готовят постель (снимают покрывало, складывают его).

К участию привлекаются дети. Катю укладывают в постель, и воспитатель вместе с детьми поет колыбельную песенку.

Баю-бай, баю-бай

Наша, Катя, засыпай

Баю, Катенька, бай-бай,

Поскорее засыпай.

2.: «Кукла Катя проснулась».

Воспитатель говорит: « Кукла Катя проснулась и сказала: «С добрым утром!»

Воспитатель сначала показывает детям, как одевать куклу, а затем дети пытаются сделать это сами. Воспитатель предлагает одному ребенку умыть куклу. «Умытую» куклу сажают за стол, а двое детей приводят в порядок ее постель. Потом куклу кормят завтраком. Катя, позавтракав, благодарит детей.

Каждое утро один ребенок или небольшая группа детей проявляет заботу о Кате. Так вырабатывается привычка помнить и выполнять обязанности, связанные с уходом за куклой Катей, создается потребность производить ряд связанных между собой последовательных, целесообразных действий, закладывается начало формирования сюжетной игры.

3.: « Приготовим завтрак кукле Кате».

 Знакомство с предметами, их назначением (плита, посуда). Дать представление о горячем, холодном, теплом.

Пособия: кукла, плита, кастрюля, тарелка, чашка, ложка.

 Воспитатель приводит Катю. Катя здоровается с детьми, и воспитатель предлагает одному из детей посадить ее на стул.

 Воспитатель предлагает приготовить Кате завтрак. Вместе с детьми вспоминает, на чем повар готовит еду, во что наливает молоко. Воспитатель показывает: « Вот у нас плита, а здесь стоит посуда. В этой кастрюле молоко, оно холодное. Поставим его на плиту и подогреем, чтобы оно было теплое. Сварим кашу (ставит кастрюльку на плиту и приглашает детей мешать, расставлять тарелочку, ложечку, чашку). Положим кашу в тарелку, нальем молока. Ну вот, готово! Сейчас Катя будет кушать (приглашает детей покормить кашей и попоить молоком). Дети выполняют действие, сопровождая словами: « Пей, Катя, не обливайся». После того, как дети покормят Катю, ей напоминают, что надо благодарить. Дети убирают посуду, после чего используют ее в игре.

4.: « Купание куклы Кати».

Дать понятие о том, как пользоваться водой: не разбрызгивать воду, не лить на пол. Дать понятие о грязном, чистом, мыться с мылом. Научить детей правильно мыть Катю, проявлять заботу о кукле. Воспитатель подробно объясняет весь процесс купания, привлекая к нему детей. Приготавливая и расставляя предметы, воспитатель спрашивает детей:

Что это? Какого назначение? Это ванночка! – В ней будем купать Катю. Это кувшин с водой, а это что? – Мыльница! – Что положим в мыльницу? – Мыло! – А вот и Катя пришла. Сейчас мы ее вымоем. – Ира, налей в ванночку воды.

 - Какая вода? (теплая, дает всем потрогать). – Кате будет приятно купаться. – А вы, ребята, любите купаться? – А теперь разденем Катю (все дети помогают по очереди – еще раз называя одежду). Затем воспитатель сажает Катю в ванну. – Сначала помоем голову. Закрой, Катя, глазки, чтобы мыло не попало. Намылим голову. Голова будет чистая-чистая, польем водичкой (предлагает выполнить это ребенку).

 - А теперь я полью теплой водичкой.

 - Видите, как я аккуратно поливаю (читаем потешку «Водичка – водичка»). Теперь надо обтереть полотенцем сухо-сухо. Ира, оботри Катю.

 - Что надо надеть Кате? – Рубашечку и сарафан (одевают).

 - Дадим Кате теплого чаю и положим отдыхать в кровать. Спи, Катя!

Затем воспитатель предлагает детям помыть других кукол. Подвязывает всем клеенчатые фартуки, засучивает рукава. Дает все необходимое для купания. В ходе игры воспитатель еще раз беседует с детьми обо всем (какая вода, какие будут куклы после купания…)

Благодаря проведению подобных занятий, кукла станет любимой игрушкой, побуждающей к разнообразным играм. Кроме этого будет достигнута цель: развитие речи у детей через дидактические игры.