МБДОУ «Детский сад № 36 «Светлячок»

Доклад

«Профилактика детского – транспортного травматизма»  

                                                                                                                          Выполнила:

                                                                                                               воспитатель I категории

                                                                                                                 Думанишева М.М.

                                                                               

г. Майкоп

«Профилактика детского – транспортного травматизма»  

                           

                                                                                 «Жизнь есть дар, великий дар,

                                                                                        и тот, кто ее не ценит,

                                                                                этого дара не заслуживает».

                                                                                                                        Леонардо да Винчи

      Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке, и мы  хотим  поделиться с Вами из личного опыта своей работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах и улицах нашего города. Работая   по данному направлению  считаем, что с самого раннего возраста нужно и необходимо учить детей безопасному поведению на улицах города, в транспорте. В этом принимают участие наше дошкольное учреждение и родители,  а в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения.

       Мир ребенка, какой он?- это его дом, семья, двор - все то, что окружает его и воздействует на его жизнь. Общаясь с детьми, мы постепенно вводим  их  в более сложный и богатый мир. Однако  бывает горько и страшно, когда в этот прекрасный мир безжалостно вторгается несчастье. Обидно, если мы понимаем, что не смогли предотвратить беду, сделать дорогу детства безопасной и светлой.

        Знакомство детей с ПДД можно начать с группы детского сада в качестве беседы,  игровых ситуаций  по правилам дорожного движения, занятий с наглядно-демонстрационным материалом .Очень эффективно влияет и помогает запомнить правила дорожного движения театрализованная деятельность, кукольный и теневой театр с участием самих детей, современные квесты ,например:  сказка «Дорожная азбука», «Путешествие в страну автомобилей», «В поисках волшебного ключа». Дошкольники знакомятся с разнообразными видами транспортных средств и правилам дорожного движения. Стараемся  разнообразить ознакомления с правилами дорожного движения, проводим  развлечения с родителями и воспитанниками : «Сигналы светофора», «Азбука города». Включаем  игровую, познавательную и поисковую деятельность на занятиях и при самостоятельной деятельности, используем  игровые приемы по обучению правилам дорожного движения, чтобы сам ребенок мог найти выход из сложившейся ситуации, например: «Зеленый огонек», «Что такое улица?», «Где играют дети?», «Как переходить улицу». В группах детского сада  имеются: «Центры безопасности», где дети могут самостоятельно и по желанию выбрать дидактические и сюжетные игры по ПДД. Детям очень нравиться пальчиковая гимнастика по ПДД. В целях воспитательной и образовательной деятельности часто предлагаем воспитанникам художественную литературу,  рассматриваем  иллюстраций, например: «Любопытный мышонок» Г. Юрмин;  «Моя улица» С. Михалков ;«Игрушки» А. Барто и др. На закрепление пройденного материала на помощь приходят и подвижные игры : «Воробышки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Найди свой цвет». Воспитанники часто и сами предлагают  игры, которые им больше нравятся  . Нельзя не вспомнить и о сюжетно-ролевых играх,  которые также приносят успех в обучении правилам по ПДД, такие как: «Пассажиры», «Светофор», «Мы едим в детский сад», помогают и игры драматизации «За рулем», «Правила уличного движения», дети в них играют с большим удовольствием.  На территории детского сада находиться  автоплощадка, где мы с детьми  реализуем на практике полученные знания по правилам дорожного движения. Методическая копилка ДОУ по ПДД наполнена  интересными разработками, сценариями , игровых программ, конкурсов ,викторин: «Светофор мой друг», «Дорожные знаки», «Внимательный пешеход» и другая обучающая воспитательная работа.  Медицинский работник нашего детского сада  наглядно демонстрирует  детям, как оказать  первую помощь при ДТП, дети также участвуют при оказании помощи. В ДОУ ежедневно проводим  минутки безопасности, где педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, придумываем сказки, загадки, частушки. Дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводим групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями, и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол.

          Педагоги  побуждают  детей самим называть  уже знакомые слова и выражения, соотносить  их с данной дорожной ситуацией. В соответствии с годовым планом в ДОУ проводятся  выставки детских рисунков,  стенгазет, поделок, подготовленные совместно с родителями ,что дает немало  положительных результатов по проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

                    Активизируем работу с родителями по пропаганде правил дорожного движения и профилактики детского травматизма на дорогах города,  через разнообразные формы:

- в начале учебного года во всех группах нашего детского сада проводится анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?».

-памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

-папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

консультации, беседы: «Ребенок на улице», «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ЛОВУШКИ», «Бег через дорогу – враг. Особенно зимой», «Типичные ошибки при обучении правилам дорожного движения», «Внимание наступила зима!», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Взрослые вам подражают»;

- общие и групповые родительские собрания: «Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Безопасность детей на дорогах города»;

 - совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дорожных знаков, моделей светофора.

- применение компьютерных технологий (в разработке тематических материалов, печатной и видеопродукции)

Итак ,только культура поведения родителей и строгое соблюдение правил дорожного движения ,терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитывать и прививать привычки и навыки безопасного поведения на улице.

Между МБДОУ №36 и «Автогородком» в лице директора Назарова Александра Сергеевича заключен договор о взаимодействии. Была организована работа с воспитанниками ДОУ ,проводились массовые мероприятия, созданы необходимые условия для совместного труда ,отдыха воспитанников, родителей (законных представителей).Сотрудниками «Автогородка» проводилась методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса .

               Большое спасибо сотрудникам ГИБДД за пропаганду и помощь в проводимых мероприятиях в нашем дошкольном учреждении. Все совместные мероприятия проводимые в ДОУ  помогут снизить детский дорожно-транспортный травматизм на дорогах Республике Адыгеи.

Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они неспособны  предвидеть опасность, оценить реально свои возможности. Поэтому необходимо привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Чем раньше мы научим детей грамотному поведению на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Решение нынешней сверхзадачи сохранения главного богатства государства молодого поколения – необходимы осознание и твердая воля каждого из нас: руководителей  педагогов, родителей, водителей транспортных средств и пешеходов на дороге. А самое главное не быть в стороне и начать с себя!

Литература.

1.   Ахметшина Л.Г., Мусин В.И., Рамазанов Р.В. и др. Методические указания по разработке муниципальных программ "Повышение безопасности дорожного движения на 2002 - 2010 гг." - Казань: Изд-во НЦБЖД, 2001. - 122 с. (автор. - 0,35 п.л.).

2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим

3.   Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2015.

4.   Усачев А.А. Правила дорожного поведения для будущих водителей и их            родителей. Для младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Самовар», 2009

5.   Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013