МБДОУ «Детский сад № 36 «Светлячок»
Доклад
«Профилактика детского – транспортного травматизма»
Выполнила:
воспитатель I категории
Думанишева М.М.
г. Майкоп
«Профилактика детского – транспортного травматизма»
«Жизнь есть дар, великий дар,
и тот, кто ее не ценит,
этого дара не заслуживает».
Леонардо да Винчи
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке, и мы хотим поделиться с Вами из личного опыта своей работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах и улицах нашего города. Работая по данному направлению считаем, что с самого раннего возраста нужно и необходимо учить детей безопасному поведению на улицах города, в транспорте. В этом принимают участие наше дошкольное учреждение и родители, а в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения.
Мир ребенка, какой он?- это его дом, семья, двор - все то, что окружает его и воздействует на его жизнь. Общаясь с детьми, мы постепенно вводим их в более сложный и богатый мир. Однако бывает горько и страшно, когда в этот прекрасный мир безжалостно вторгается несчастье. Обидно, если мы понимаем, что не смогли предотвратить беду, сделать дорогу детства безопасной и светлой.
Знакомство детей с ПДД можно начать с группы детского сада в качестве беседы, игровых ситуаций по правилам дорожного движения, занятий с наглядно-демонстрационным материалом .Очень эффективно влияет и помогает запомнить правила дорожного движения театрализованная деятельность, кукольный и теневой театр с участием самих детей, современные квесты ,например: сказка «Дорожная азбука», «Путешествие в страну автомобилей», «В поисках волшебного ключа». Дошкольники знакомятся с разнообразными видами транспортных средств и правилам дорожного движения. Стараемся разнообразить ознакомления с правилами дорожного движения, проводим развлечения с родителями и воспитанниками : «Сигналы светофора», «Азбука города». Включаем игровую, познавательную и поисковую деятельность на занятиях и при самостоятельной деятельности, используем игровые приемы по обучению правилам дорожного движения, чтобы сам ребенок мог найти выход из сложившейся ситуации, например: «Зеленый огонек», «Что такое улица?», «Где играют дети?», «Как переходить улицу». В группах детского сада имеются: «Центры безопасности», где дети могут самостоятельно и по желанию выбрать дидактические и сюжетные игры по ПДД. Детям очень нравиться пальчиковая гимнастика по ПДД. В целях воспитательной и образовательной деятельности часто предлагаем воспитанникам художественную литературу, рассматриваем иллюстраций, например: «Любопытный мышонок» Г. Юрмин; «Моя улица» С. Михалков ;«Игрушки» А. Барто и др. На закрепление пройденного материала на помощь приходят и подвижные игры : «Воробышки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Найди свой цвет». Воспитанники часто и сами предлагают игры, которые им больше нравятся . Нельзя не вспомнить и о сюжетно-ролевых играх, которые также приносят успех в обучении правилам по ПДД, такие как: «Пассажиры», «Светофор», «Мы едим в детский сад», помогают и игры драматизации «За рулем», «Правила уличного движения», дети в них играют с большим удовольствием. На территории детского сада находиться автоплощадка, где мы с детьми реализуем на практике полученные знания по правилам дорожного движения. Методическая копилка ДОУ по ПДД наполнена интересными разработками, сценариями , игровых программ, конкурсов ,викторин: «Светофор мой друг», «Дорожные знаки», «Внимательный пешеход» и другая обучающая воспитательная работа. Медицинский работник нашего детского сада наглядно демонстрирует детям, как оказать первую помощь при ДТП, дети также участвуют при оказании помощи. В ДОУ ежедневно проводим минутки безопасности, где педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, придумываем сказки, загадки, частушки. Дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводим групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями, и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол.
Педагоги побуждают детей самим называть уже знакомые слова и выражения, соотносить их с данной дорожной ситуацией. В соответствии с годовым планом в ДОУ проводятся выставки детских рисунков, стенгазет, поделок, подготовленные совместно с родителями ,что дает немало положительных результатов по проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Активизируем работу с родителями по пропаганде правил дорожного движения и профилактики детского травматизма на дорогах города, через разнообразные формы:
- в начале учебного года во всех группах нашего детского сада проводится анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?».
-памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
-папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- консультации, беседы: «Ребенок на улице», «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ЛОВУШКИ», «Бег через дорогу – враг. Особенно зимой», «Типичные ошибки при обучении правилам дорожного движения», «Внимание наступила зима!», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Взрослые вам подражают»;
- общие и групповые родительские собрания: «Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Безопасность детей на дорогах города»;
- совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дорожных знаков, моделей светофора.
- применение компьютерных технологий (в разработке тематических материалов, печатной и видеопродукции)
Итак ,только культура поведения родителей и строгое соблюдение правил дорожного движения ,терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитывать и прививать привычки и навыки безопасного поведения на улице.
Между МБДОУ №36 и «Автогородком» в лице директора Назарова Александра Сергеевича заключен договор о взаимодействии. Была организована работа с воспитанниками ДОУ ,проводились массовые мероприятия, созданы необходимые условия для совместного труда ,отдыха воспитанников, родителей (законных представителей).Сотрудниками «Автогородка» проводилась методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса .
Большое спасибо сотрудникам ГИБДД за пропаганду и помощь в проводимых мероприятиях в нашем дошкольном учреждении. Все совместные мероприятия проводимые в ДОУ помогут снизить детский дорожно-транспортный травматизм на дорогах Республике Адыгеи.
Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они неспособны предвидеть опасность, оценить реально свои возможности. Поэтому необходимо привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Чем раньше мы научим детей грамотному поведению на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Решение нынешней сверхзадачи сохранения главного богатства государства молодого поколения – необходимы осознание и твердая воля каждого из нас: руководителей педагогов, родителей, водителей транспортных средств и пешеходов на дороге. А самое главное не быть в стороне и начать с себя!
Литература.
1. Ахметшина Л.Г., Мусин В.И., Рамазанов Р.В. и др. Методические указания по разработке муниципальных программ "Повышение безопасности дорожного движения на 2002 - 2010 гг." - Казань: Изд-во НЦБЖД, 2001. - 122 с. (автор. - 0,35 п.л.).
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим
3. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2015.
4. Усачев А.А. Правила дорожного поведения для будущих водителей и их родителей. Для младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Самовар», 2009
5. Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013