Обратная связь

Диагностика микроклимата в семье

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через укрепление семьи. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Семья вводит ребёнка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, ухаживают за ним, в дошкольном возрасте (3-7 лет) ему открывается мир.

В семье укрепляют здоровье ребёнка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребёнка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию. Семья готовит юношу к самостоятельной семейной жизни, приучает уважать добрые традиции семьи и следовать им.

Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Анализ социального влияния на личность показал, что у 40 % людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% - средства массовой информации, только у 20% - школа, у 10% - улица.

Главное – это добрые, честные, полные любви и взаимопонимания отношения между всеми членами семьи. Дети тонко чувствуют семейный разлад. Для них это травма, которая скажется на всей их дальнейшей жизни.

Равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одиночества, и дети начинают искать привязанность на стороне, в разнообразных занятиях. Это уже с детства отдаляет их от семьи.

Семейная роль – одна из важных ролей человека в обществе. Муж, жена, родители (мать, отец), сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка – всё это семейные роли. Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семьи.

Плохое выполнение или невыполнение своей роли членами семьи приводит к конфликтам.
Если родители заботятся не только о о здоровье детей, но и о развитии их духовности, то, конечно, дети будут защищены от вредного влияния среды.

В каком бы комфорте и богатстве ни вырос физически крепким, освоившим науки и ремёсла ребёнок, если в нём не будут развиты духовные, гуманистические качества личности, ничего хорошего в мир он не принесёт.

Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения – всё это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Всё: и слова, и поступки, и поведение родителей – играет свою роль в воспитании ребёнка.

Для того чтобы поглубже заглянуть в душу ребёнка и понять, чем он живёт, чем дышит, о чём думает, о чём мечтает, находясь в семье, мы можем провести диагностику микроклимата в семье с помощью рисуночной методики «Моя семья».

Ребёнку даётся лист бумаги и цветные карандаши и предлагается нарисовать свою семью. Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдалённости их друг от друга, на место нахождения ребёнка среди них, на то, с кого ребёнок начинает рисовать семью, на ком кончает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму.

Всё это поможет выявить внутрисемейные межличностные отношения.